новости
f.a.q.
sgp
форум
музыка
саратов
party
ссылки
группы
рецензии
афиши
отчеты

POST PUNK - 30 лет поиска
by Tassadar

В конце 70х годов ХХ века ещё недавно популярный панк-рок изжил себя, группы распадались, а меломаны всё больше увлекались heavy metal и new-wave, пик популярности которых пришёлся на 80е. Примерно в это время начинают появляться группы со странным, сырым и, на первый взгляд, скучноватым звучанием. Эту мрачную гитарную музыку, которая отчасти сохранила ритм и оттенки панк-рока, и принято называть пост-панком. Едкий позитив и угар панк-рока сменились грустью и меланхолией, простые мажорные мелодии сменились пространными и депрессивными мотивами... Это была музыка одиночества, музыка поиска, музыка перемен.

Одной из первых и наиболее значимых групп в этом жанре были Joy Division, просуществовашие всего 4 года и записавшие лишь 2 полноформатных альбома. Группа образовалась летом 1976 года как Stiff Kittens, затем Warsaw (под этим названием было записано первое демо) и, наконец, в 1977 году появилось окончательное название Joy Division. В 1979 был записан первый альбом "Unknown Pleasures", а второй "Closer" был выпущен в 1980. Весной этого же года, перед концертным турне по Америке, 18 мая в своём доме повесился вокалист группы Ian Curtis. Причин совершить этот поступок было много: участившиеся приступы эпилепсии, личные проблемы, желание умереть молодым на пике славы (отглоски этой идеи проглядывают в самоубийстве другой рок-звезды Курта Кобэйна из Nirvana в середине 90х: "Лучше быстро сгореть, чем медленно тлеть")... Остальные музыканты группы через некоторое время образовали new-wave/synth-pop формацию New Order, которая в последствие стала в своём жанре не менее значимой, чем Joy Division для пост-панка. Но это уже другая история. Что же особенного было в этой странной группе, так трагически прекратившей своё недолгое существование? Неповторимая атмосфера лёгкой грусти, грубоватое звучание гитар, абстрактные мелодии, некая отстранённость - всё это характерные черты пост-панка. И, конечно же, уникальный блёклый, безжизненный вокал Яна Кёртиса. Joy Division по сей день считаются одной из важнейших групп в истории рок-музыки. Скандально известный основатель Throbbing Gristle Пи Орридж в рамках своего проекта Psychic TV, в котором Кёртису так и не довелось поучаствовать, посвятил ему сингл "I.C. Water", песни Joy Division в разное время перепевали Nine Inch Nails, Die Krupps, The Swans и многие другие известнейшие коллективы, а бессмертный хит "Love Will Tear Us Apart" уже десятки раз переиграли музыканты самый разных направлений и жанров.

Joy Division были, конечно, далеко не единственными представителями раннего пост-панка. Из наиболее интересных групп жанра этого периода надо назвать The Police известного ныне больше как поп-исполнителя Стинга, The Birthday Party - эксцентричные пост-панк эксперименты молодого Ника Кэйва, ранние U2, Clock DVA и Iggy Pop, Japan, The Chameleons, Killing Joke, Pere Ubu, Public Image Ltd, Blondie, Talking Heads, The Smiths и, конечно, Bauhaus. Об этой группе, так же, как и о Joy Division, подробнее. Bauhaus явили собой переходный период от пост-панка к готик-року и зарождение готической субкультуры как таковой. Впервые Bauhaus собрались в 1978 году. Их первый сингл, "Bela Lugosi's Dead", посвящённый румынскому актёру Бела Лугоши, сыгравшему роль графа Дракулы в чёрно/белом фильме 30х годов, стал визитной карточкой группы. Эта песня звучит в культовом фильме о вампирах "Голод" (1983, режиссер Тони Скотт) и является гимном готов того периода. Взяв экстравагантность внешнего облика панков, добавив к этому мрачную эстетику ночи, последователи пост-панка и раннего готик-рока образовали новое молодёжное движение, которое и называют готической субкультурой. Среди этой аудитории Bauhaus имели особую популярность. Впоследствии группа записала четыре студийные пластинки и в 1983 году распалась. Басист Bauhaus, гитарист и ударник создали новый проект Love and Rockets, продержавшийся до 1999 года, а вокалист Питер Мерфи предпочел сольную карьеру. В 1998 году группа в прежнем составе собралась вновь исключительно для концертной деятельности. В этом же году был записан концертный dvd "Gotham". Bauhaus продолжают давать концерты, но про новый альбом группы пока только ходят слухи.

Точно также ходят слухи о возрождении другой культовой формации 80х - The Sisters Of Mercy. Эту группу по праву можно считать символом готической музыки, основателями готик-рока. Они были первыми, кто взяв за основу пост-панк, начали играть готик-рок в его классическом варианте. The Sisters Of Mercy организовал в 1980 году Эндрю Элдритч. После долгих поисков и ряда синглов, первый альбом группы "First And Last And Always" увидел свет только в 1985 году. В этом же году после концертного турне группа распалась. Элдритч 1986 году записал альбом "Gift" под маркой The Sisterhood, а остальные музыканты после долгих прений на тему названия своей новой группы организовали культовую готик-рок формацию The Mission UK. В 1987 году человек в тёмных очках Элдритч вместе с новыми музыкантами, а главное, со знойной красоткой Патрисией Моррисон записывает альбом "Floodland" и возрождает название The Sisters Of Mercy. Третий и последний полноценный альбом группы "Vision Thing" (1990) был записан уже другими людьми. После этого Элдритч ушёл на покой. Впрочем, в середине 1998 года он объявляет об очередном воссоздании группы и начинает думать о новом альбоме, что и делает поныне.

То, что принято называть готикой, в полной мере нашло отражение в музыке The Sisters Of Mercy. То же самое можно сказать и о другой культовой группе 80х - Siouxsie & The Banshees. Они сразу выделились из обоймы панк и пост-панк групп своим загадочным имиджем, который стал прототипом готического стиля. Первый концерт этой группы состоялся в 1976 году в Лондоне на международном панк-рок фестивале. За ударными в Siouxsie & The Banshees тогда сидел John Simon Ritchie, более известный как Sid Vicious. Первый альбом "The Scream" был записан в 1978 году. Впоследствии группа просуществовала до 1996 года и выпустила 12 полноформатных альбомов плюс сайд-проект вокалистки Siouxsie Sioux (настоящее имя Susan Janet Ballion), и её мужа, гитариста Siouxsie & The Banshees Budgie (Peter Clarke). Siouxsie & The Banshees, пожалуй, наряду с Joy Division наиболее ярко связывают панк-рок и пост-панк. Ведь и те и другие сначала играли именно панк-рок и только потом перешли к пост-панку.

В Росси пост-панк широкого распространения не получил. Во времена Bauhaus и The Sisters Of Mercy в России набирали популярность панк-рок и русский рок, смысловая нагрузка которых была для людей в разваливавшемся СССР более актуальной, чем душевные переживания молодой готической субкультуры. Однако нотки пост-панка прослеживаются в музыке и имидже таких групп как Кино и synth-pop формации Технология, возникшей на заре 90х. Но ближе всего к пост-панку были Агата Кристи, которые во многом, если не во всём, копировали The Cure. Мелодика, настроение, внешность - Агата Кристи могут называться русскими The Cure. Несмотря ни на что плагиатом творчество братьев Самойловых назвать нельзя. Они создали свой стиль, добавив к традиционному пост-панку электронный звук синтезаторов и настроения, свойственные более современному готик-дарквэйву и готик-року. В конце 90х с растущей популярностью готического движения среди неформальной российской молодёжи возникает множество групп, чьим прообразом можно считать пост-панк. Children Of The Gun, Para Bellum, The (Unholy) Guests и др. Но они всё-таки играют скорее готик-рок, нежели пост-панк в том виде, в котором он был популярен 20 лет назад.

В 80х пост-панк утратил своё сыроватое звучание и андерграундность. На волне популярности жанра появился целый ряд молодых, самобытных и ярких групп, наполнивших настроение пост-панка новыми идеями. Так The Cult тесно связали в своём творчестве пост-панк и ранний готик-рок, а All About Eve добавили к этому женственность и романтику. The Psychedelic Furs и Echo & The Bunnymen больше тяготели к мелодике new-wave, а группы вроде Alien Sex Fiend, Virgin Prunes и Christian Death сформировали своё неповторимое звучание, которое принято называть death-rock. Самая же популярная пост-панк группа 80х, а также 90х, да и вообще всех времён, появилась немного ранее, в середине 70х.

В 1976 году в маленьком английском городке Crawley некий подросток по имени Роберт Смит организовал группу, которая, сменив ряд названий (Goat Band, Malice, Easy Cure), в конечном варианте назвалась The Cure. Эта группа, несмотря на своё разнообразное звучание и настроение, считается одним из символов готической музыки, хотя спустя 30 лет The Cure вполне могут считаться культовой группой в современной музыке вообще, а их аудитория простирается далеко за пределы неформальных субкультур. The Cure объединили в себе пост-панк и готик-рок, прекрасную грусть и глубокую депрессию, мажор и минор, светлое и тёмное. Их концерты собирают стадионы, а диски расходятся огромными тиражами. Однако, наиболее продуктивный по мнению большинства период их творчества - 80е годы, является и наиболее тяжёлым для группы. Конфликты между участниками, проблемы с алкоголем и наркотиками - всё это было и осталось в 80х. Ранний же период - конец 70х и начало 80х, наиболее интересен тесным сотрудничеством музыкантов The Cure и Siouxsie & The Banshees, вылившемся в ряд совместных концертов и записей, а также в объединённый сайд-проект The Glove (Robert Smith & Steven Severin). А в период конфликтов и перетрясок состава группы в записях и концертах The Cure участвовали музыканты уже упомянавшихся The Psychedelic Furs. Переломным моментом стал альбом 1989 года "Disintegration", которому предрекали провал, и который вывел The Cure в ранг суперзвёзд. Группа обрела всеобщую популярность, а все последующие диски были идеальны по исполнению, звучанию и, что немаловажно в современном шоу-бизнесе, продюссированию. В начале XXI века The Cure дают совместные концерты со звёздами альтернативной музыки Muse и молодой группой Interpol, которая наряду с Franz Ferdinand и целым рядом в основном американских и британских команд являет собой новую волну пост-панка, его новое рождение.

Ссылки: www.gromko.ru, en.wikipedia.org, www.mterra.ru, worldofenigmas.narod.ru